Критика. Быть или не быть?

Фраза «Критикуешь – предлагай» широко известна. Только вот многие ли о ней помнят и в контексте личных, и в контексте служебных отношений?

Как управлять эмоциями?Как часто на рабочих совещаниях дискуссия превращается либо в непролазное болото, либо в бесконечный поток обвинений всех и вся в невыполнении плана, в неудавшемся проекте? А как насчет конструктивной критики? Как управлять эмоциями, если хочется рвать и метать и кажется, что выхода нет?  Как достигнуть целей? А что если вместо обличительных фраз взять на себя ответственность и предложить: сотрудничество, диалог, своё содействие разрешению критической ситуации?

Да-да, вы скажете, что я идеализирую положение. Потому что лишняя работа и лишняя ответственность не нужны никому. Потому что в коллективе Вас назовут выскочкой или подхалимом. Давайте всё же попробуем расширить границы, выйти за рамки привычных представлений и повести себя не так как всегда?

Если мы хотим действовать в конструктивном, а не в деструктивном русле, то стоит учесть несколько аспектов.

КОММУНИКАЦИЯ

Высказывайте свою критику так, чтобы люди слышали Ваши предложения, а не Ваши обвинения. Это и есть часть позитивного мышления, позитивной психологии. Выстраивайте фразы со знаком «плюс», избегайте обобщений, негативных оценок, не переходите на личности. Можете зафиксировать Ваши конструктивные предложения в письменном виде (кстати, это даст Вам дополнительную передышку в деле управления эмоциями). В «разборе полетов» важно говорить именно о фактах, а не о характеристиках сторон или об оценке ситуации, ведь это уже – субъективные вещи, не правда ли?

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Речь не идет о том, что раз Вы знаете, как лучше действовать, то теперь всю ответственность нужно взвалить на себя. Разделяйте ответственность, делегируйте. Развивайтесь сами и развивайте других, как и положено в эффективном коучинге. Конечно, проще всё кому-то поручить или, напротив, раскритиковав, в сердцах сделать самому. А Вы попробуйте научиться договариваться и сотрудничать.

РЕСУРСЫ

Поскольку Вы критикуете и вносите предложения, не забудьте о ресурсах любого порядка. Ведь если потребуется Ваше участие в решении задачи, значит, потребуются и ресурсы – временные, человеческие, финансовые. Старайтесь не забывать об этом и заранее расставить приоритеты.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Навыки эффективной коммуникации на рабочем местеТому, кто не справился с задачей, сейчас нелегко. Мало того, что он стал объектом критики, но ещё  и появились сомнения в его компетентности. Я не призываю Вас совершать чудеса человеколюбия, но и торжествовать не стоит. Выстраивайте отношения в коллективе, применяйте навыки эффективной коммуникации. Ведь тот, кто сейчас «не на коне», может  обладать экспертными знаниями в незнакомой для Вас области. Важно помнить, что идеальных людей нет, и каждый имеет право на ошибку.

Как говорил Дейл Карнеги: «Критика подобна почтовому голубю, она всегда возвращается обратно». Поэтому слова благодарности друг другу и выражение миролюбивой позиции даже у непримиримых оппонентов возможны, ведь из любой критики можно извлечь пользу, если уметь слушать собеседника и выстраивать конструктивный диалог.

Напоминаю, что остальные статьи колонки коуча Вы можете почитать здесь.


0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.