Ситуация: толкнули в метро. Реакция: раздражение.
Ситуация: подчиненный опоздал на работу. Реакция: раздражение.
Ситуация: муж не помыл посуду, как обещал. Реакция: раздражение.
Как часто мы идём на поводу у собственных негативных реакций? Замечали ли Вы, что раздражительность – как снежный ком? Если Вы позволяете ей случаться в Вашей жизни, с каждым днём её становится всё больше и больше. И вот Вы уже раздражаетесь по пустякам, и, конечно, находите в себе оправдание этому: «Не поживёшь спокойно. Все так и норовят обидеть, «задеть за живое», оскорбить, не выслушать….»
Представим, что Вы смотрите телевизор. И всё то Вас в этой передаче раздражает. Что Вы делаете? Возмущаетесь? Отворачиваетесь? Переключаете канал? Ведь многие из нас так и продолжают смотреть ту самую передачу, подпитывая своё раздражение. Ваш эмоциональный фон – в Ваших руках, как пульт от телевизора. Переключите канал, переведите хотя бы часть произошедшего в позитив, в юмор. В конце концов — внесите ясность в ситуацию (вариантов выхода из негативного поля множество!), но не копите в себе раздражение. Ведь все мы понимаем, насколько оно может быть деструктивно. Каждый из нас хотя бы раз был свидетелем ссоры в транспорте, когда раздражение выливается в гигантский, нелицеприятный конфликт. Но хуже всего – осадок остаётся чуть ли не на целый день. Зачем вам такие последствия?
Как и любой вопрос, негативные реакции – палка о двух концах. Я не утверждаю, что не нужно проявлять эмоции, накапливая негатив в себе. Да, порой нужно давать им выход. Однако я предлагаю учиться перерабатывать их в себе в позитивный ресурс, который позволит Вам в следующий раз не разражаться, и на ту же самую ситуацию посмотреть уже с улыбкой.
Ваша раздражительность – это лишь Ваша реакция. И пока Вы обвиняете в её возникновении весь мир, ситуация внутри Вас останется прежней. Обратите внимание на себя. Понаблюдайте. Откуда у Вас это возникает? В каких ситуациях появляется? Поверьте, простое наблюдение откроет Вам глаза на многие вещи в плане ежедневного проявления эмоций и управления ими.
Более того, мы, как правило, не осознаем своих реакций, делая многие и многие вещи автоматически. То же происходит и с раздражением. Наступили на ногу – негатив. В кассу очередь – раздражение. Сын получил тройку – недовольство. Это Ваши привычные реакции, из дня в день. Не так ли? Поверьте, ими можно научиться управлять.
Лин-чи рассказывал: «Когда я был молодым, мне нравилось плавать на лодке; у меня была маленькая лодка: в одиночестве я отправлялся плавать по озеру и мог часами оставаться там.
Однажды я сидел с закрытыми глазами и медитировал. Была прекрасная ночь. Какая-то пустая лодка плыла по течению и ударилась о мою. Во мне поднялся гнев! Я открыл глаза и собирался обругать побеспокоившего меня человека, но увидел, что лодка пуста. Моему гневу некуда было двигаться. На кого мне было его выплескивать? Мне ничего не оставалось делать, как вновь закрыть глаза и начать присматриваться к своему гневу. В тот момент, когда я увидел его, я сделал первый шаг на моем Пути. В эту тихую ночь я подошел к центру внутри себя. Пустая лодка стала моим учителем. С тех пор, если кто-то пытался обидеть меня и во мне поднимался гнев, я смеялся и говорил: „Эта лодка тоже пуста“.
Я закрывал глаза и направлялся внутрь себя».
Так что, в следующий раз, когда в Вас поднимется волна раздражения, попробуйте улыбнуться. Обратитесь к себе. Чем наполнить свою жизнь – выбираете вы сами.
Другие статьи «Колонки коуча» читайте здесь.