Богатое наследство

— Гляньте-ка, гляньте, мать честная, рыбина по небу плывет!  Вот ведь страсть Господня, сроду такого не видывали! Страаашно!

Гомон в толпе не унимался, когда Любушка услышала обрывки восклицаний и тоже подняла глаза к небу. Она только что сложила тряпицы в корзинку, пирожки то, слава Богу, сегодня все продала, и уж собиралась было домой, а тут такое. Рыба с переливчатой серебряной чешуей плыла по облакам, размером она была с две избы, шевелила губами, вовсю работала плавниками и ровно никакого внимания не обращала на то, что творится на базарной площади.

сказкотерапия, красота в тебе

Художник Томислав Томич

—   Любушка, айда домой!

С соседскими девчонками резво добежали до дому, раскраснелись, запыхались, тут Любушка и давай мамке рассказывать о страсти, которую все видывали с утра в небе над базаром. Мать у Любы была знахаркой, некоторые даже думали, что она пирожки печет заговоренные, чтоб дочка на базаре продавала, уж больно они вкусные были.

Мать Ефросинья выслушала Любку и молвила:

— Однажды такая рыба приплыла ко мне во сне и говорила со мной.

— Матушка! Как во сне? И ты не испужалась?!!

— Чего ж пужаться то, коли это султан-рыба, она еще к деду нашему приплывала.

— Султан? Что за слово такое? Не наше вроде...

— Султан-рыба приплывает к тем, чей путь особенный. А вот то, что она на базаре всем явилась... — мать крепко призадумалась.

На следующий день все только и судачили, что о чудо-рыбине. Конечно, сказывали, что не чудо это вовсе, а знамение о конце света, что мор пойдет, что земля под водой окажется. Любушка слушала в пол-уха, все ждала продолжения матерниного рассказа.

Как-то выдался свободный вечерок, и Ефросинья, видя любопытство девушки, продолжила:

— Еще дед твоего деда сказывал, что на синем море, далече отсель, случилось такое. На мосту с названием Галата рыбаки издревле ловили ту самую султан-рыбу. Промышляли они ей. Султан за ту рыбу платил им золотом! Самой вкусной она ему казалась!

— Матушка, а кто это, султан?

— Царь тамошний.

— А прадед откуда про тех рыбаков знал?

— Не мешай, Любка, сбиваешь меня, — осерчала было мать. Слушай по порядку наше семейное сказание.

Одного из тех рыбаков звали... чудно так... от слова «село»... Селим! Тот Селим другим людям казался «не от мира сего», слишком добрым был что ли, чистосердечным. За султан-рыбу платили дороже всего, а он ну никак не мог её поймать. Семья его жила бедно, надежи на него было много. И вот однажды Селим на том Галатском мосту опротоволосился. Это народ так стал про него судачить, — оговорилась мать.

Поймал он все ж таки султан-рыбу! Да большущую такую! Подержал в руках и выпустил на глазах у всех, а напоследок почему-то сказал ей, сам особо своих слов не понимая: «Не нужны мне богатства ни земные, ни морские. Повидать бы страны далекие, диковинные, да не судьба мне бедняку в такой путь пуститься, видать на роду не написано».

И что ты думаешь, Любка, с тех пор у Селима жизнь то переменилась. Сначала улов стал поболе, чем у многих. Потом прознал рыбак, что торговый флот снаряжают в дальние страны и напросился на корабль помощником. Семья его в ту пору уже стала жить в достатке, не страшно и оставить. Так, Любушка, Селим  доплыл и до нашей родимой сторонушки, султан-рыба ему помогла до Расеи добраться. Стала чудо-рыба в благодарность доброму сердцу за спасение являться ему во снах и указывать путь. В одном селеньице торговом у нас встретил он Агафью, прапрабабку твою, да так тут и остался. Не хотели было выдавать её за иноземца, а что поделать, раз такая любовь у молодых. Так что мореход Селим — один из твоих прапрадедов. Сказание семейное гласит, что султан-рыба хоть и не наша вроде, а всему нашему роду большое подспорье. Мы же ей в ответ — почёт и уважение на века.

— Матушка, видать потому у нас и дед Игнат, и дед Матвей много новых земель видывали? Это султан-рыба их ведет?

— Да, дочка, она самая. А женщинам нашим она дает целительский дар. Так что знахарка я не на пустом месте. Спасибо деду Селиму.

— Матушка, вот бы и мне свой путь узнать!

— И тебе поможет, жди, — кивнула Ефросинья.

Примерно через месяц Любка во сне оказалась на том Галатском мосту, хоть и не знала, как он выглядит. Моря она не знала тоже. Девушка сложила руки ладонями вверх, и они наполнились серебристой рыбой.

— Богатой тебе быть, Любушка, — произнесла самая большая рыбина из всех. Разбогатеешь ты скоро, после того храм возведешь. Как предок твой живи: к земным благам не устремляйся, и дано будет.

— Матушка, матушка! Мне султан-рыба приснилась! — Любка бежала к матери, чтобы всё рассказать. Только я не поняла, для чего мы тогда все вместе её на площади то видели??

— А чтоб ты спросила, — рассмеялась, рассыпав рыжие косы по плечам Ефросинья. Раз уж ты всё знаешь, мы ещё и рыжие, как иноземный прадед наш Селим. Вот сколь богатое наследство он нам оставил.

Москва — Константинополь,

ноябрь 2020 г.

Другие сказки для взрослых читайте в нашей специальной сказочной рубрике.


0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.