Екатерина Пюхтицкая: «Когда я отдала свой ум Господу...»

Как люди становятся святыми? Как они выбирают путь юродства или это путь выбирает их? Продолжаем рассказы о юродивых и блаженных, с которыми знакомит меня тонкий мир. Они сами ко мне приходят, я это очень чувствую и передаю вам их истории. 

Екатерина родилась в 1889 году в Финляндии в крепости Свеаборг в семье военного инженера Василия Малков-Панина. Ее отец был в то время одним из самых известных и талантливых архитекторов военных укреплений. Мать была дочерью купца первой гильдии, крупного промышленника и владельца писчебумажной фабрики. Всего в семье было шестеро детей, и всех их готовили к светской жизни.

Екатерина Малков-Панина выросла серьезной девушкой: она увлекалась наукой, успешно окончила естественное отделение Бестужевских курсов, работала в Энтомологическом обществе. Во время поездки во Владивосток она открыла два новых вида жуков. Дальнейший путь представлялся ей очевидным – путь исследователя.

Однако Первая мировая перевернула привычный уклад жизни. Екатерина поступила на курсы сестер милосердия, работала в безплатных городских больницах, госпиталях, летучих отрядах, подбиравших раненых на передовой. В семье случились личные потери: погиб брат, умерла от крупа любимая сестра.

После октябрьской революции знания Екатерины как энтомолога оказались никому не нужны. После долгих мытарств семья Малков-Паниных оказалась в Эстонии. Екатерина, чтобы прокормиться, работала на огородах и вскоре поступила послушницей в Пюхтицкую обитель.

Пюхтинский Успенский монастырь был основан в 1891 году по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского. Батюшка советовал своим духовных чадам: «Идите в Пюхтицы, там три ступени до Царствия Небесного. Целуйте эту землю, она освящена пришествием Божией Матери». Пюхтицкий Успенский монастырь был единственным женским монастырем на территории бывшего СССР, который в годы богоборчества оставался открытым.

С первых же дней в обители Екатерина вела себя странно: неожиданно исчезала на несколько дней, уединялась для сугубой молитвы, постилась до изнеможения. Не все сестры и не всегда понимали ее...

красота в тебе, предназначение души

Екатерина Пюхтицкая

Святость может проявляться по-разному. Порой, даже увидев ее совсем близко, трудно осознать, с чем ты столкнулся. Ходила мать Екатерина по обители и окрестным лесам порой босая, порой в тряпичных опорках, а то и в лаптях. Легко одетая даже в сильный мороз, в белом апостольнике, худенькая, она могла незаметно появиться рядом с человеком и сказать ему непонятные, сбивающие с толку, но самые важные и нужные слова. Могла и рассердиться, накричать, однако светлые глаза улыбались и излучали только любовь и смирение.

Блаженная говорила: «Когда я отдала свой ум Господу, у меня сердце стало широким-широким…»

...Постоянно собранная, серьезная, часто строгая, она имела вид бодрствующего воина. Ее сухонькая, маленькая, легкая фигурка куда-то все стремилась. Походка была быстрая, ровная, она точно летала.

У нее никогда не было постоянной келии или обставленного уголка, как у других монахинь. Ночевала она то у одной, то у другой сестры, а иногда подолгу в каком-нибудь одном месте. Ничего не было у нее своего... Ночевать и жить она ходила не ко всем монахиням, а лишь к некоторым и по одной ей ведомым причинам. Лишь впоследствии стали связывать ее длительные посещения с дальнейшими событиями. Обычно она поселялась на длительное время у тех, с кем должна была произойти какая-либо коренная перемена, или должно было случиться какое-либо несчастье, точно она своим присутствием хотела предупредить об этой перемене, а своей молитвой отвратить беду. Кто тяготился ее внезапным вторжением, кто благодушно терпел, а кто и почитал за честь. Кончается у сестер трудовой день на огороде или в поле, они идут к пруду, чтобы помыть ноги, а Катя одетая войдет в воду, выполощется и, не отжимая одежды, отправится в монастырь, поливая за собой дорогу.

В психиатрическую больницу Таллина ее забирали. Однако, не найдя никаких признаков болезни, отпустили на волю. Мать Екатерина такие советы давала сестрам: «Живи просто. Старайся меньше осуждать». Или: «Причина осуждения – от невнимательной жизни».

красота в тебе, предназначение души

Икона Екатерины Пюхтицкой

Народ шел к матери Екатерине нескончаемым потоком.  Есть множество свидетельств того, как по молитвам подвижницы выздоравливали безнадежно больные люди. С приходящими к ней мать Екатерина вела себя по-разному: с одним говорила иносказательно, а кое с кем и просто; с некоторыми подолгу беседовала, а других сразу же с гневом выпроваживала. Души людей были видны ей, как в зеркале. Денег у себя блаженная не держала ни копейки. Правда, раздавала с большим рассуждением. Из продуктов кое-что съедала, говоря: «Это я должна сама съесть». Что раздавала, а что заставляла выбрасывать или даже закапывать в землю. Глубокий смысл ее действий и слов, казавшихся странными, непонятными, раскрывался впоследствии.

Она видела усопших святых, которые входили в храм перед службой, общалась с почившим праведным Иоанном Кронштадтским, говорила сестрам, что он и есть истинный игумен Пюхтицкого монастыря.

В одном из последних писем блаженная написала: «Как легко взять на себя подвиг и как трудно его докончить…» 5 мая 1968 года, на празднование жен-мироносиц, мать Екатерина мирно отошла ко Господу.

Прозорливица, взрастившая много духовных чад, старица, молитвенница, богатое Любовью сердце — такой ее помнят те, кто знали. А теперь и мы познакомились с этой чистой Душой.

В публикации использованы фрагменты из книги "Пюхтицкая обитель и ее блаженная старица монахиня Екатерина. Жизнеописание. Воспоминания современников".


0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.